Муниципальное автономное учреждение
"Историко-краеведческий музей"
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан

Биография М.Карима

Гений Мустая Карима

Откуда же пришел к нам гений Мустая Карима? Откуда солнечным ветром ворвался в нашу жизнь?

«Я родился в ауле Кляш, в тридцати километрах от Уфы вверх по реке Деме, воспетой еще Аксаковым. Мой отец был крепким хлеборобом, – вспоминал Мустай Карим, – Что за воротами нашего дома – большой мир, я это впервые узнал от моей матери. Она меня часто уводила в лес или в горы, пересказывала десятки сказок, загадывала сотни загадок. Все это мне очень нравилось.

Первые стихотворные опыты мои были опубликованы в детской и молодежной газетах Башкирии. Но начало более или менее серьезной работы над стихами отношу к 1936-1937 годам.

В 1938 году, будучи студентом литературного факультета Башкирского педагогического института, я совместно с В. Нафиковым издал первую книгу стихов под названием «Отряд тронулся». Вторая книга стихов «Весенние голоса» вышла перед самой войной».

С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.

Мустай Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – все подвластно его могучему таланту. Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви — Башкортостан.

Есть таланты, выросшие из народа. Они шагают рядом с ним. Другие же – вместе с ним, в первых его рядах. Мустай Карим жил и живёт одной судьбой со своим народом. Его творческий путь отражал новые ступени в эстетическом развитии народа. Его творчество смело донесёт будущим поколениям радости и тревоги нашего времени, голос нашей земли, нашего народа.

Мустай Карим: Три этапа жизни и творчества.

Великая Отечественная Война

Поэтический талант М. Карима полнее  раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Поэт, находившейся с самого начала и до конца войны на фронте, сумел передать мысли и чувства советских воинов в ярких, глубоко лиричных картинах. Его стихотворение «Я ухожу на фронт», написанное перед отъездом на войну, прозвучало клятвой одетых в шинели советских людей.

Товарищи, я ухожу на фронт

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За маленького сына моего

И родины любимой торжество.

Несмотря на то, что большинство стихотворений М. Карима, созданных в 1942-1944 годах, было написано в фронтовых условиях под взрывы бомб, в дни тяжелых боев, его поэзия этих лет не броска, не криклива. Душа поэта переполнена чувством мести и ненависти к врагу, но в стихах нет злой ярости.

Особое место в творчестве Мустая Карима военных лет занимают поэмы. Их своеобразие и значение заключается в дальнейшем углублении характерных черт поэзии писателя, особенно в возвышении военной героики до сказочного богатырства, в выразительном воплощении эпического образа советского солдата. Таковы его поэмы «Декабрьская песня» и «Ульмасбай».

Задушевный голос товарища, друга, так необходимые на фронте, башкирские и татарские бойцы услышали в поэме «Ульмасбай», публиковавшейся во фронтовых газетах в 1942-1944 годах. Вся поэма – разговор с однополчанами. Разговор на отдыхе – с прибаутками, с острым словцом, близкий солдату, в основе своей деревенскому парню.

Он сидит среди бойцов –

Старожилов и юнцов,

Греется, пошучивает…

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов «Мой конь» (1943), «Стихотворения» (1945), поэмах «Декабрьская песня» (1942), «Ульмасбай» (1942-1944), «Черные воды» (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат.

Драматургия.

Мустай Карим – человек многогранного таланта. Он не только признанный поэт, но и широкоизвестный драматург и прозаик. Такие его пьесы, как «Одинокая береза», «Неспетая песня», «В ночь лунного затмения», «Страна Айгуль», «Салават», «Похищение девушки», «Не бросай огонь, Прометей!», в числе прекрасных произведений, которые определяют уровень развития современной башкирской драматургии.

Сегодня башкирская драматургия немыслима без творческого наследия Мустая Карима, которое определило новые пути развития башкирского театра, обращенные к вечным, общечеловеческим темам посредством сюжета, и составляет золотой фонд национальной сценографии. Каждая постановка произведений драматурга становится своеобразным событием в театральном искусстве республики.

Творческий путь М.Карима в качестве театрального деятеля начался в 1947 году на сцене Башкирского театра драмы имени М.Гафури пьесой «Свадьба продолжается» (1947). Затем последовали «Одинокая береза», «Похищение девушки», «Неспетая песня», получившие признание публики. Они вывели М.Карима в число ведущих драматургов. В 1960—1970-е годы в его творчестве появились такие произведения, как «В ночь лунного затмения», «Страна Айгуль», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!», ставшие крупными достижениями национальной драматургии. Творческий диапазон мастера весьма разнообразен. В 1980-е — в начале 1990-х годов он обращается к жанру политического фарса («Коня диктатору!») и философским притчам («Пеший Махмуд», «Вечерняя трапеза»).

Достоянием театральных подмостков стала и проза Мустая Карима, написанная простым, выразительным языком, отличающаяся образностью и глубоким содержанием («Долгое-долгое детство», «Радость нашего дома», «Помилование»).

Творчество М.Карима отличается богатой и яркой сценической историей. Более 50 лет со сцены Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури (БГАТД) не сходят его произведения. Первым сценографом, прикоснувшимся к творчеству М.Карима, была Галия Шакировна Имашева, главный художник театра, оформившая в 1947 году спектакль «Свадьба продолжается». В 1955 году, во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве, за оформление спектаклей, среди которых был спектакль по произведению М.Карима «Одинокая берёза», она была удостоена звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Вершиной театрального творчества М.Карима стала драма «В ночь лунного затмения», повествующая об истории трагической любви, случившейся два века назад в бескрайних башкирских степях. Её первая постановка в сценографии Г.Имашевой состоялась в 1964 году, за вариант 1967 года она была удостоена звания лауреата премии им. К.С. Станиславского. Сочетание холодных и горячих цветов в колорите оформления спектакля наиболее ярко подчёркнуло трагедийность ситуации. Цвет нес не только описательную нагрузку, но и являлся воплощением конфликта. Особое отношение к творчеству М.Карима нашло отражение в созданном Г.Ш. Имашевой триптихе по трагедии «В ночь лунного затмения» (1982), в котором она запечатлела облик любимого драматурга в окружении его персонажей.

Драматургия Мустая Карима поражает многообразием характеров и целенаправленностью их осмысления. Каждая его пьеса эстетически целостна и неповторима, представляет завершенный микромир. Пьесы Мустая Карима вошли в золотой фонд башкирской драматургии.

Литература о детстве.

«Дети – это самые отъявленные «лакировщики» жизни, и в то же время они имеют волшебную силу: заставляют оживать все вокруг, они втягивают в круг своих забот и интересов все живое и неживое» (Карим, М. Собр. соч. в 3-х томах, т. III, С.376.)

Впрямь нельзя не считаться с тем, что ребенок может увидеть и услышать то, чего не в состоянии услышать и увидеть взрослый. Но значит ли это, что детский мир, переданный писателем, нечто вроде игрушечного магазина? Задача детского писателя, считает Мустай Карим, приблизить ребенка к реальным человеческим отношениям, бережно готовить его к испытаниям. Это он и утверждает своими повестями.

М. Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома», «Таганок» до автобиографической широко известной повести «Долгое-долгое детство» воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, справедливости на земле.

Переведенные на многие языки повести «Радость нашего дома» и «Таганок» по праву завоевали призвание многонационального советского читателя. В 70-е годы писал автобиографическую повесть «Долгое-долгое детство», также пользующуюся большой любовью читателей.